Понятия со словосочетанием «древнеегипетские боги»

Связанные понятия

Уаджет (Уджат, также око Гора или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили фараоны. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
Унут (древнеегип. wnt) — в древности XV септ (ном) Верхнего Египта, названный в честь тотемической богини-покровительницы этой территории Унут, изображавшейся в виде зайчихи. Древние греки называли этот септ Гермополисским южным номом поскольку его административным центром был город Хемену (Шмун), называемый греками Гермополис Мегале (современная локализация Эль-Ашмунейн). Очевидно во Второй переходный период центром септа становится г. Неферуси. В период правления царя Эхнатона на территории этого...

Подробнее: Заячий ном
Дуат (егип. dw:t) — в мифологии Древнего Египта загробный мир. В Древнем царстве главным богом Дуата являлся Анубис, однако позже эпитет главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу Осирису, а тот остался проводником.
Лунное божество — сверхъестественное существо, связываемое с Луной. Лунные божества существуют в разных политеистических религиях и мифологиях.
Соля́рные мифы (лат. solaris «солнечный») — мифологизация Солнца и его воздействия на земную жизнь; обычно тесно связаны с лунарными мифами.
Мифоло́гия Дре́внего Еги́пта — собрание мифов Древнего Египта, которые описывают действия египетских богов в качестве средства познания мира.
Литания Ра — это один из наиболее важных древнеегипетских заупокойных текстов Нового царства. Литания Ра, более известная как «Книга молитв Ра на Западе, молитвы Единому союзу на Западе». Как и многие другие заупокойные тексты, литания записывалась на внутренних стенках саркофагов. Она была своего рода справочником, помогавшим умершим в загробном мире. В отличие от других заупокойных текстов, литания была доступна только фараонам, в редких случаях избранным придворным.
Поля Иалу или Иару (егип. Sḫt-j3rw «поля камыша», «поля тростника») — в древнеегипетской мифологической традиции часть загробного мира (Дуата), в которой праведники (или их Ка) обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса. Прошедшего суд Осириса умершего проводит бог-хранитель Шаи в поля Иалу, путь к которым преграждают врата Тота. Чтобы их отворить, следовало произнести заклинание...
Древнеегипетская религия — система религиозных верований и ритуалов, практиковавшихся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.
Имиут — это фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного. Чаще всего Имиут делали из бычьей или кошачьей шкур. Эту шкуру привязывали за хвост к столбу, заканчивающимуся бутоном лотоса. Столб был вставлен в специальную подставку. Фетиш использовали в погребальных обрядах ещё с самых ранних времён истории Древнего Египта. Одни из самых ранних находок датируются I династией. Несмотря на столь древнее происхождение, предназначение этого фетиша до сих пор остаётся загадкой.
Анх (егип. ˁnḫ), коптский крест — символ, ведущий своё происхождение из Древнего Египта. Известен как египетский иероглиф ☥, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян. Также известен как «ключ жизни», «ключ Нила», «бант жизни», «узел жизни», «крест с петлей», «египетский крест», «крукс ансата» (лат. Crux ansata).
Древнеегипетская формула подношения — это формула из определённого набора иероглифов, которая являлась своего рода пожертвованием со стороны усопшего. Формула подношения, позволяла усопшему принять участие в жертвоприношениях адресуемых основным богам, во имя царя. Эти подношения осуществлялись напрямую от членов семьи умершего. Все египетские формулы подношения имеют одну общую основу. Отличаются они лишь именами и титулами богов, которым совершено данное подношение. Ниже приведён пример стандартной...
Систр (егип. sḫm; др.-греч. σεῖστρον, лат. sistrum — «то, что встряхивают») — ударный музыкальный инструмент без определённой высоты звука.
В древнегреческой мифологии речные боги — это мужские божества; считаются сыновьями бога Океана и Тефии.
Шумерская литература — литература на шумерском языке, созданная в Древней Месопотамии в III — начале II тыс. до н. э. и, таким образом, претендующая (вместе с древнеегипетской) на звание древнейшей литературы мира...
Абгаллу или Абгаль (шум.), Апкаллу (аккад.) — в шумеро-аккадской мифологии семь мудрецов-помощников бога мудрости Энки, основатели семи первых шумерских городов.
Фаенна (Фаэнна) в древнегреческой мифологии упоминается как одна из харит. Являлась дочерью верховного бога Древней Греции – Зевса и океаниды по имени Эвринома. Согласно иной версии, Фаенна была плодом любви Гелиоса – бога солнца и Эглы – геспериды.Хариты представляли собой воплощение доброго, вечно молодого, а также радостного начала жизни. Существовала некая связь между харитами и вегетативными силами природы, упорядочением земной жизни, а также трудовой и художественной деятельностью человека.Имя...
Сте́ла открове́ния или стела Анхефенхонсу — погребальный памятник Анхефенхонсу — фиванского жреца бога Монту, который жил в эпоху XXV династии, ок. 680-70 гг. до н. э.
Да́йра (др.-греч. Δαῖρα) или Даэйра (др.-греч. Δάειρα) — персонаж древнегреческой мифологии, нимфа-океанида из города Элевсина (ныне — Элефсис). Дочь Океана и Тефиды, зачавшая от Гермеса легендарного царя Элевсина — основателя одноимённого города.
Вива́сват, Вивасван (санскр. विवस्वत्, vivasvat IAST) — в ведийской религии солярное божество, олицетворение света на небе и земле, прародитель людей. В Ригведе Вивасват упомянут около тридцати раз.
На́ги (санскр. नाग; наг — «змей») — змееподобные мифические существа в индуизме и буддизме. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землёй.
Олимпи́йцы, Олимпийские боги (Olympioi theoi) — в древнегреческой мифологии боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), верховные божества, обитавшие на горе Олимп.
В Древнем Египте существовали священные, магические и святые числа, к таковым относились числа 2, 3, 4, 7 и числа, кратные им.

Подробнее: Числа в египетской мифологии
Веди́йская мифоло́гия — мифологические аспекты ведийской религии и литературы, ставшие позднее базой для индуистской мифологии. Центральным мифом, выступающим основой ведийского ритуала, является история Индры, который, будучи опьянён небесным напитком сома, убивает дракона Вритру и освобождает ведийские реки, коров и зарю.
Личное имя давалось фараону при рождении и являлось одним из пяти имён царского титула в Древнем Египте.
Рем — бог-рыба в древнеегипетской мифологии, оплодотворяющий землю своими слезами. Имя Рем означает «плакать». Этот бог олицетворяет слёзы Ра. Рема изображали в виде человека с головой рыбы.
Иерофа́нт (греч. ἱεροφάντης «показывающий священное») — у древних греков старший пожизненный жрец при Элевсинских таинствах.
Нюйва (кит. трад. 女媧, упр. 女娲, пиньинь: Nǚwā) — одна из великих богинь китайского (даосского) пантеона, создательница человечества, избавительница мира от потопа, богиня сватовства и брака.
Мана́т (араб. مناة‎ — судьба, рок, смертный рок) — древнесемитская богиня судьбы и возмездия. Почиталась на всем Аравийском полуострове, в частности, на северной и в центральной части. Была видимо покровительницей города Медина, а её святилище было центром племенных собраний. Статуэтки Манат служили домашними божками. Также почиталась как царица загробного мира и хранительница могильного покоя. В Набатее и Пальмире она отождествлялась с греческими богинями Тиха и Немезида.
Эон (Айон, др.-греч. Αἰών «время жизни», «поколение») — в древнегреческой мифологии и теокосмогонии божество, персонификация всей длительности времени (иногда переводится как «вечность»). Предположительно связан с иранскими представлениями о Зурване. В римской мифологии Эону соответствует Этернитас.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Эн (аккад. энум, жен. р. — энтум) — жреческий титул и титул правителя города-государства в Древней Месопотамии. Предположительно термин переводился как «верховный жрец» и изначально мог обозначать культового главу города-государства. В историческое время эн имел и административные, культовые, и даже военные полномочия.
Андросфи́нкс («мужесфинкс», от греч. andr-, что означает «человек, мужчина, мужской» и греч. «сфинкс», Σφίγξ, Σφιγγός, «душительница») — разновидность сфинкса с головой человека, что отличало его от сфинксов с головой сокола (иеракосфинкс) и барана (криосфинкс).
Агоний или Агон (лат. Agonius от др.-греч. Ἀγώνιος, борец), также Энагониус (лат. Enagonius) — у древних греков и римлян эпитет, дававшийся 12-ти главным богам, покровителям битв и агонов (игр, состязаний).
Абраксас или (более ранняя форма) Абрасакс (греч. Ἀβρασάξ) — гностическое космологическое божество.
Праздник Мин — церемония в Древнем Египте, празднование продолжения правления фараона. Корни праздника восходят к Доисторическому Египту. Наибольшую популярность праздник приобрел во время правления Рамзеса II из XIX династии. Праздник был связан с поклонением фараону и проводился в последний месяц лета. Церемонии проводились самим фараоном, затем его женой, семьей фараона и судом. Фараон входил в святилище бога Мина, совершал жертвоприношение и приносил благовония. Затем статую бога выносили из...
Деспина (Деспойна, др.-греч. Δέσποινα «владычица») — в древнегреческой мифологии эпитет дочери Деметры и Посейдона Гиппия, её подлинное имя Павсаний не раскрыл непосвященным. Когда Деметра скиталась по земле, ею овладел Посейдон в образе коня. Согласно жителям Фигалии (Аркадия), Деметра родила не коня Ариона (как по другим сказаниям), а Деспойну. Алтарь Деспойны находился в Олимпии.
Теофорные имена (от греч. θεός «бог» + φορός «несущий») — личные имена людей, включающие в себя имя бога (богов) или божественный эпитет.
Козерог (лат. Capricornus) — десятый знак зодиака, соответствующий сектору эклиптики от 270° до 300°, считая от точки весеннего равноденствия; кардинальный знак тригона Земля.
Моло́х, также Мо́лох (лат. Moloch, греч. Μολόχ ← ивр. ‏מולך‏‎ «царственный»), Милхом — упоминающееся в Библии божество моавитян и аммонитян (3Цар. 11:5, 11:7), которому приносили в жертву детей (Иер. 7:31); по-видимому, мог обозначать эпитет верховного божества, также как и Баал (соб. «владыка»).
В список включены различные персонажи, не относящиеся к смертным, и абстрактные понятия. В него могут не входить лица, уже перечисленные в статье Древнегреческая мифология, и следующие группы божеств и существ...
Ра́са (санскр. रसा, rasā IAST) — река, упоминаемая в «Ригведе». В буквальном переводе с ведийского санскрита, раса означает «влажность». Возможно, что река Раса, упоминаемая в стихе 5.53.9 «Ригведы», — один из западных рукавов Инда. В 9-й (9.41.6) и 10-й (10.108) мандалах «Ригведы», а также в «Нирукте» Яски, Расой называется мифический поток, текущий вокруг земли в атмосфере (сравните с Океаном в древнегреческой мифологии). В «Махабхарате» и Пуранах Раса ассоциируется с преисподней (подобно реке...
Галл (греч. γάλλοι, лат. galli) — античный жрец матери богов Кибелы, её возлюбленного Аттиса и почитаемой в Риме сирийской богини Атаргатис.
Книга земли — древнеегипетский заупокойный текст, которому были даны многие названия, например, такие как «Создание солнечного диска» и «Книга Акера». Впервые книга появилась на стенах гробниц Мернептаха, Рамсеса III, Рамсеса VI, Рамсеса VII и в гробнице царицы Таусерт. Книга земли являлась дополнением к Книге пещер. Ключевыми фигурами в этой книге являлись Осирис, Ра и Ба. Согласно тексту книги, солнце совершало свой долгий путь через землю бога Акера.
Фасцинус, Фасцин (лат. Fascinus) — древнеримское фаллическое божество, идентичное с Мутунусом (лат. Mutunus) и Тутунусом (лат. Tutunus).
Иерогамия (ιερός γάμος, ιερογαμία «священный брак») — сексуальный ритуал, символизировавший брак между мужским и женским божеством, роли которых исполняли люди. Ритуалы иерогамии были частью так называемой ритуальной проституции.
Госпожа́ звере́й (др.-греч. Ἡ Πότνια Θηρῶν) — эпитет, впервые упомянутый Гомером (Илиада 21. 470) и часто используемый для описания женских божеств, связанных с животными. Микенское слово po-ti-ni-ja, означающее госпожу или владычицу, унаследовано классическим древнегреческим. Родственно др.-инд. patnī с тем же значением.
Трезу́бец — оружие, которое состоит из длинного древка и наконечника, увенчанного тремя зубцами.
Гликон (др.-греч. Γλυκών) — согласно некоторым мифам, воплощение бога Асклепия. Лукиан рассказывает, что культ был изобретен в его время Александром из Абонотиха, который от его имени изрекал пророчества.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я